Payday loans

Центральная библиотека Селенгинского района

Поиск

Памятники истории - К ламам Гусиного озера...

Индекс материала
Памятники истории
К ламам Гусиного озера...
обелиски землякам- селенгинцам, погибшим на фронтах Гражданской и ВОВ 1941-1945гг.
Все страницы

В с. Гусиное Озеро в 1750 году был возведен Тамчинский дацан. С 1783 года дацан становится резиденцией Хамбо ламы— главы всех бурятских буддистов.1858 году дацану было разрешено строительство нового главного Храма. Строительство вели по проекту монастырского художника—мастера Воронина. Проект был утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 году. Здание должно было иметь три яруса, первый– каменный, два верхних деревянные. В основном строительство храма Цогчен ( Сокшин) было завершено к 1870 году .К началу 20 века , в пору своего расцвета был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центре его размещался храм Цогчен( Сокшин)- « дом всеобщего собрания».Его окружали 7 малых храмов( сумэ, дуганов) , среди которых выделялся двухъярусный храм Майдари. На протяжении многих лет дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. С конца 1930- х годов открывается мрачная глава истории дацана. Часть построек снесена или разобрана, разрушены субурганы. В начале 70-х годов дуган Деважин в целях сохранения был перевезен в Улан-Удэнский этнографический музей, а храм Аюша— в этнографический музей Новосибирска. Старинный буддийский храм как бы заново родился в 1991 году. Здесь вновь появились ламы….

«Золотая коновязь» - «Алтан –Сэргэ»
Существует легенда, что ламы специально выезжали в Монголию чтобы привезти и установить на территории Тамчинского дацана подходящий камень из древних захоронений каменная стела выполнена из туфа серо-коричневого цвета. Все четыре его грани были заполнены многофигурными композициями. В основном это фигурки оленей с птичьими мордами и клювом. На северной грани изображена пятиугольная фигура. также изображен предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой выступает что-то вроде клинка, кельта.
На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части утолщенной посередине и раздвоенной в конце и изображение топора. Датировка подобных изображений затруднена.Однако большинство специалистов сошлось на том, что загадочные изображения были нанесены на камень в 11 –8 вв. до. н. эры. Камень этот использовался для совершения особых ритуалов с целью предупреждения падежа или эпидемии скота. К камню обычно привязывали животное желтой масти, читали молитвы, предотвращающие несчастья, затем освященное животное отпускали в стадо, где оно паслось до естественной смерти.