Payday loans

Центральная библиотека Селенгинского района

Поиск

Памятники истории

Индекс материала
Памятники истории
К ламам Гусиного озера...
обелиски землякам- селенгинцам, погибшим на фронтах Гражданской и ВОВ 1941-1945гг.
Все страницы

 

Историко —культурное наследие Селенгинского района Республики Бурятия характеризуется как своей уникальностью, так и разнообразием и насыщенностью. В районе на охране находятся 96 памятников истории и культуры , в том числе:

  • Памятников истории –26
  • Памятников архитектуры–5
  • Памятников археологии—65

Из общего числа всех памятников три относятся к памятникам Российского значения:

  • Гусиноозерский дацан.
  • Мемориальный комплекс в с. Новоселенгинск, могилы декабристов Н.А Бестужева, и К.П Торсона.
  • Дом купца Старцева в с. Новоселенгинск.

Включение археологических памятников в систему экскурсионно - туристского обслуживания позволило значительно обогатить объекты показа. Уникален археологический памятник на берегу Селенги на правом взгорье устья Зуевской пади, известный местным краеведам, археологам 19 века: Н.А Бестужеву, П.А .Кельбергу, А.А. Караулову, И Л.С Залкинду. Сохранности способствует то обстоятельство , что хозяйственная деятельность человека мало затронула природно– ландшафтные уголки нашего района.

Селенгинск: покинутая «столица»...

История некогда известного города Селенгинска началась с отправки в 1665 году из Баргузинского острога казачьего пятидесятника Гаврилы Ловцова с отрядом в 84 человека «для прииску». Острог заложили 7 сентября 1665 года. Из Селенгинска стали отправляться казенные торговые караваны, что привело к увеличению населения города, появлению здесь «торговых» людей, оживлению строительства. В 1726 году последовал царский указ о переносе крепости на новое место. Вследствие этого главные его улицы тянулись вдоль берега, а от него шли коротенькие переулки. Селенгинск до 1783 года оставался уездным центром.

В этом же году здесь был заложен каменный Спасский собор, строительство которого закончилось 13 июня 1789 года. Собор строился двухэтажным и двухпрестольным: в верхней, в «холодной» церкви– Нерукотворенный Образ Христа Спасителя, в нижней «теплой», - во имя Святой великомученицы Екатерины.

Удалось установить, что он возведен архитектором—самоучкой Воротниковым, тюменским мещанином, и строителем - подрядчиком купцом И.С Басовым. В отличие от одноглавых ранних забайкальских соборов селенгинский храм был пятиглавым с большой центральной главой на световом барабане и четырьмя малыми, поставленными на середине его граней. Во время страшного байкальского землетрясения в декабре 1861 года едва не обрушился, но дал трещины. Однако стоит до сих пор, несмотря на полное запустение и исчезновение всей деревянной застройки.

К югу от собора, сохранился небольшой памятник - обелиск на могиле воеводы В.В. Якобия. Варфоломей Валентинович Якобий был одним из энергичнейших администраторов в Забайкалье 18 века. Назначенный в 1740 году комендантом в Селенгинск, он фактически выполнял воеводские обязанности и управлял канцелярией пограничных дел на протяжении 30 лет.
Часовня Святого Креста возведена в начале 19 века и получила свое название отвосьмиконечного деревянного Креста высотой около двух метров, вырезанного из цельного куска соснового дерева. Крест и написанные как полагают, Н.А. Бестужевым фигуры долгое время находились в этой заброшенной часовне пока не были перевезены в музей Новоселенгинска.
Вознесенский собор (Вознесенская церковь). В 1869 году Синод издает указ о разрешении строительства собора в с. Новоселенгинск . Образцом или аналогом послужила Кяхтинская Покровская Церковь. Сбор денег длился около десяти лет. Основные работы по возделыванию стен, перекрытий, центрального барабана и колокольни были завершены к 1884 году .В 1884 - 1887 годах в основном велись работы внутри храма .В сентябре 1888 года был освящен основной престол во имя Вознесения Христова в новом храме. В приделах с южной стороны во имя Иоанна Предтечи освящен 17 сентября 1895 года, с северной стороны во имя Иннокентия Иркутского освящен 18 сентября 1895 года. Мастером подрядчиком был Ф.Ф. Волков. Колокола отливались на Петровском заводе. Наибольшие утраты собора произошли во время пожара в 1963 году. Были утрачены деревянные глухие барабаны с шатрами и кровля собора.

 

 


В с. Гусиное Озеро в 1750 году был возведен Тамчинский дацан. С 1783 года дацан становится резиденцией Хамбо ламы— главы всех бурятских буддистов.1858 году дацану было разрешено строительство нового главного Храма. Строительство вели по проекту монастырского художника—мастера Воронина. Проект был утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 году. Здание должно было иметь три яруса, первый– каменный, два верхних деревянные. В основном строительство храма Цогчен ( Сокшин) было завершено к 1870 году .К началу 20 века , в пору своего расцвета был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центре его размещался храм Цогчен( Сокшин)- « дом всеобщего собрания».Его окружали 7 малых храмов( сумэ, дуганов) , среди которых выделялся двухъярусный храм Майдари. На протяжении многих лет дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. С конца 1930- х годов открывается мрачная глава истории дацана. Часть построек снесена или разобрана, разрушены субурганы. В начале 70-х годов дуган Деважин в целях сохранения был перевезен в Улан-Удэнский этнографический музей, а храм Аюша— в этнографический музей Новосибирска. Старинный буддийский храм как бы заново родился в 1991 году. Здесь вновь появились ламы….

«Золотая коновязь» - «Алтан –Сэргэ»
Существует легенда, что ламы специально выезжали в Монголию чтобы привезти и установить на территории Тамчинского дацана подходящий камень из древних захоронений каменная стела выполнена из туфа серо-коричневого цвета. Все четыре его грани были заполнены многофигурными композициями. В основном это фигурки оленей с птичьими мордами и клювом. На северной грани изображена пятиугольная фигура. также изображен предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой выступает что-то вроде клинка, кельта.
На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части утолщенной посередине и раздвоенной в конце и изображение топора. Датировка подобных изображений затруднена.Однако большинство специалистов сошлось на том, что загадочные изображения были нанесены на камень в 11 –8 вв. до. н. эры. Камень этот использовался для совершения особых ритуалов с целью предупреждения падежа или эпидемии скота. К камню обычно привязывали животное желтой масти, читали молитвы, предотвращающие несчастья, затем освященное животное отпускали в стадо, где оно паслось до естественной смерти.


Памятники войны.

Братская могила 73 красноармейцам, погибшим и казненным в ходе тяжелых боев с бароном Унгерна 31 июля на 1 августа 1921 года. Находится на берегу озера Гусиного.
Все дальше и дальше уходят в прошлое грозные события Великой Отечественной войны, и все величественнее предстает перед нами подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость Родины в боях с фашистами. Подрастающее поколение будет всегда помнить о земляках ушедших на фронт и не вернувшихся с войны, о тех кто заменил их на рабочих местах и ковал Победу в тылу, кто поднимал страну из разрухи. Низкий поклон всем, кому мы обязаны Великой Победой!

 

 


К 30-летию Победы.

9 мая в 1965 г. состоялось торжественное открытие памятника-обелиска
в сквере по улице Пушкина г. Гусиноозерск.

В 1945 году этот памятник был воздвигнут жителями села
Ехэ—Цаган, а в 1975 году он реконструирован

 

 

 

Памятник находится в с. Ташир.
Время сооружения 1967 год.
Архитектор А. Мугнецян. В мае 2000 г. на народные средства
памятник был расширен. На гранях его высечены бронзовыми
буквами имена 186 павших иройцев.

 

 

 

 

Проходят годы, Отделяет
Эпоха нас от давних дней….
Спасибо тем, кто сохраняет
Все то что свято для людей ...