Payday loans

Центральная библиотека Селенгинского района

Поиск

Дашинимаев Дамба Дашинимаевич

Запевала бурятской поэзии

Общественность республики отмечает ныне 80-летие со дня рождения одного из основоположников бурятской советской литературы, нашего земляка, уроженца Жаргалантуйской долины поэта Дамбы Дашинимаева. Он стоял у истоков зарождения младописьменной тогда национальной литературы, был членом оргкомитета по созданию Союза писателей республики, организованного в преддверии  созыва первого съезда писателей Советского Союза.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей был явлением грандиозным не только потому времени. И потому вся наша страна с интересом следила за работой юбилейного пленума правления Союза писателей СССР, прошедшего под ярким впечатлением речи Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. К.У. Черненко. Оглядывая путь многонациональной советской литературы, рожденной Великим Октябрем, сегодня мы отмечаем, что ее исторический рост и расцвет неразрывно связаны с жизнью партии и народа, судьбами родной страны. Полноводной рекой, состоящей из множества рек, ручейков и родников, выглядит советская литература. Одной из таких быстротечных струй входила в это половодье и бурятская литература двадцатых и тридцатых годов.

Дамба Дашинимаев является одним из самых активных и талантливых зачинателей художественного творчества бурятским слогом. При этом надо упомянуть литературные начинания наиболее одаренных представителей национальной интеллигенции дореволюционной поры, скажем, в лице однокурсника Александра Блока, приват-доцента Санкт-Петербургского университета Базыра Барадина, чьи стихи привлекают ценителей интересными находками. Но подлинный простор, творческий размах дал Октябрь доселе закрепощенному уму и таланту аратского народа.

В период становления Советской власти в Забайкалье появляются произведения Хоца Намсараева, Солбонэ Туя и других. Будто наверстывая упущенное и открывая миру самих себя и в себе думы и чаяния своего народа, они пишут: «Так было», «Расцветет степь…».

Уже тогда первые буряты, взявшиеся за перо, понимали и полагали, что бережное отношение к своим национальным традициям, как и плодотворная ориентация на художественный опыт других народов страны, составит основное направление литературного процесса на родном языке.

Двадцатые годы- это время поисков своего пути в бурятской литературе. Не вдаваясь в тонкости этого процесса, отметим только, что наш юбиляр Дамба Дашинимаев внес своим творчеством большой вклад в становление собственно бурятской поэзии на родном языке. Дело в том, что наиболее активно участвующие в этом процессе бурятские поэты писали свои произведения на русском языке. Поэзия Солбонэ Туя и Мунко Саридака представляет характерный пример этого явления.

Коммуну упоенно строим,

Бросаясь в гулкий звездоем.

И революции героям

Мы песню первую поем!

Так восклицал юный поэт, комсомолец Мунко Саридак. «Кипя, волнуясь скромным делом, рассчитывая взводы дней, идем к загадочным пределам, а солнце матери родней. Пусть стройка кажется и трудной, пусть жертвы требует она, нас радуют, счастливят будни, а ими наша жизнь полна». Таков пафос тех лет.

И у Дамбы Дашинимаева судьба сходна с судьбой юного барабанщика бурятской поэзии Мунко Саридака. Когда прогремел залп «Авроры», Дамбе было тринадцать лет. Учился он тогда в пятом классе Жаргалантуйской инородческой школы Селенгинской волости. И до улуса Доодо-Гол докатывались раскаты великой борьбы за новый мир. После он преподает в школе первой ступени. Тогда ему было семнадцать лет. Сын бедного скотовода, он сразу уясняет суть происходящего и становится в ряды борцов за новую жизнь. В 1923 году дамба Дашинимаев организует комсомольскую ячейку, активно участвует в борьбе за ликвидацию безграмотности, выступает против религиозного засилия, организует художественную самодеятельность. В 1925 году приезжает в Верхнеудинск и становится сотрудником газеты «Буряад-Монголой унэн». Этот год знаменателен для творческой биографии Д.Дашинимаева. Первое им написанное стихотворение «Умер Ленин» сразу привлекает внимание идейной зрелостью, общественно-политической значимостью. Эта первая попытка обрисовать, осмыслить образ и значение вождя, несмотря на некоторую декларативность в стихотворении, выразила чувство глубокого горя, потрясшего бурят в связи с кончиной Ленина. Следует отметить, что графическая особенность старомонгольской письменности, практикуемой тогда, ее грамматический строй и синтаксические особенности представляли некоторые трудности при попытке передать с их помощью любое стихотворение. Трудно было в таком письме зафиксировать и рифму и ритм живой поэтической речи.

Вот почему в полной мере раскрылось своеобразие творческого почерка Дамбы Дашинимаева в стихах тридцатых годов, когда бурятский язык стал передаваться письменностью, наиболее точной к передаче его особенностей. Созданный в эти годы ряд новаторских стихотворений произвел форменный переворот в бурятской поэзии. Если до этого самым характерным выразительным средством в бурятском стихосложении являлась аллитерация, то поиски новых форм приводят Дамбу Дашинимаева к силлаботоническому стихосложению с применением точных и неравносложных рифм. Так, например, стихотворения «Совет», «Тоеон», «Туг» и «Уран биир», ставшие классическими в бурятской поэзии, написаны мастерски, отличаются ритмической четкостью, образностью, афористичностью. Кроме чисто художественных достоинств эти стихи отмечены идейной зрелостью, актуальностью. Трехсложный ямб, впервые примененный им в бурятском стихосложении, органически вписался в стихию языка, бедного четко выраженными ударными слогами. Композиционно-звуковым повтором не только глагольных окончаний, но и ударных слогов других частей речи Д. Дашинимаев добился в этих стихотворениях богатых по разнообразию рифм. Приведу для примера строфу из знаменитого стихотворения «Тоеон», посвященного первым горнякам тогда еще закладываемой «кочегарки» Бурятии.

Тоеон! Шамай поэт

Эгтээ магтаа бэшээ

Манай сагай Тоеон

Хухюу замай жэшээ.

В этом стихотворении поэт говорит о том, что «солнечный камень» с берегов Гусиного Озера осветит наш край, расцветающий год от года. В пересказе и переводе, конечно, поэзия много теряет. Но эти и другие стихи Д. Дашинимаева, написанные в тридцатые годы, были у всех бурят на устах. Такова была сила эмоционального воздействия поэтических достоинств его творений.

Художественные находки Дамбы Дашинимаева вызвали волну подражаний у других поэтов того времени. Так, поэт Цэдэн Галсанов удачно использовал силлабометрический размер со звучными рифмами в стихотворении «Нимбуу».

Работая в газете «Буряад-Монголой унэн», Д. Дашинимаев в годы социалистического переустройства активно вторгается своим творчеством в кипучую жизнь, воспевает героику первых пятилеток. Во многих произведениях поэта ярко выражен пафос борьбы за новое, социалистическое. Таковы, например, стихотворения «Хоер хусэн», «Хамтын ажалтанда», повесть «Цырма». В этих произведениях Д. Дашинимаев пишет о классовой борьбе, развернувшейся в деревне в период коллективизации, о победе социалистического образа жизни, призывает к активной деятельности во имя будущего. Такие стихи, как «пора сенокоса», «Призыв» являются гимном свободному труду.

В эти тридцатые годы Д.Дашинимаев становится самым популярным поэтом, благодаря песням, прозвучавшим на его слова. Стихи, выходившие из-под его пера, приобретали песенные крылья и широко разлетались по просторам республики. Музыку слагал сам народ, а это говорит о художественной ценности и актуальности его произведений. Говорят, что в те годы не было бурята, который не знал бы песен на слова Дамбы Дашинимаева. Октябрята и пионеры пели «Багашуулай зорилго», а песня «Баатар улан сэрэгууд» - стала своеобразным гимном Буркавдивизиона. А такие его песни, как «Ворошилов тухай дуун», «Доодохон-Онгостой», «Эбтэйхэн жагсая», «Зуунхан жаран сая», «Ангиин байлдаагаар», «Убhэ хуряалган», «Унеэнэй гомдол», «Эхэ нютаг» пела вся Бурятия. Многие из этих песен стали народными. Иногда так и объявляют по радио: «слова народные, музыка народная».

Это ли не подтверждение истинного таланта?!

Кстати, партийный гимн «Интернационал» на бурятском языке звучит в переводе Дамбы Дашинимаева. Поэт очень много переводил с русского. Он ознакомил бурятских читателей со многими произведениями И. Крылова, А. Пушкина, Л. Толстого, В. Маяковского.

Поэт придавал огромное значение дружбе народов, сближению литератур. В середине тридцатых годов, пропагандируя достижения бурятской литературы, он совершил литературное турне по Советскому Союзу. Его слушали строители Беломоро-Балтийского канала, рабочие Ленинграда, творческая интеллигенция Москвы, горняки Донбасса, виноградари Крыма, армяне и азербайджанцы, аджарцы и абхазцы. В этой поездке он достойно представлял бурятскую литературу, которая развивалась в быстром темпе.

Сегодня литература Бурятии, как мы считаем, явление состоявшееся вполне и заявляющее о себе талантливыми произведениями. И тем дорого нам наследие запевал этой литературы, которые своими поисками, талантом внесли неоценимый вклад в ее развитие. Один из основоположников бурятской советской литературы Дамба Дашинимаев, чье 80-летие отмечаем сегодня, писал: «Всматриваясь пристально в ваши черты, я новые нахожу приметы, и это достойно быть воспетым».

Поэт прожил всего 34 года, а творческая жизнь его измеряется десятилетием. Естественно, что различаясь по силе воздействия или качественной прочности, его произведения имеют и разную судьбу. Некоторые песни его поются и сейчас как народные, а иные стихотворения, как формалистические, стали предметом исследования литературоведов, третьи, перегруженные диалектизмом или неологизмом, недоплыли до нашего берега. Но ценность его наследия несомненна. Дамба Дашинимаев был и остается одной из самых ярких поэтических фигур бурятской поэзии.

Его помнит и чтит «племя младое и незнакомое». Сегодня на родине поэта в селе Жаргалантуй состоится торжественное заседание в честь его 80-летия. В Доме культуры села соберутся его земляки, внуки, члены литературного кружка имени Дамбы Дашинимаева при Жаргалантуйской школе, руководит которым отличник народного просвещения, учительница бурятского языка и литературы Мария Гунгаевна Эрдынеева. О жизни и творческом пути запевалы бурятской поэзии сделает доклад кандидат филологических наук, литературовед Ц-А. Д. Дугарнимаев, с воспоминаниями о Дамбе Дашинимаеве   выступит известный поэт Цэдэн Галсанов, свои стихи прочитает лауреат премии комсомола Бурятии поэт Лопсон Тапхаев. Ансамбль «Селенга» выступит с концертом, свои стихи прочтут члены литературного кружка им. Дамбы Дашинимаева.

Чтобы увековечить память земляка-поэта, жаргалантуйцы решили одну из улиц села назвать именем Дамбы Дашинимаева, одного из основоположников бурятской советской литературы.

 

 Источник:  Намсараев Н. Запевала бурятской поэзии / Н. Намсараев // Красная Селенга. - 1984. - 16 окт. - С.3