Payday loans

Центральная библиотека Селенгинского района

Суетин Иван Петрович

Ступени удивительной судьбы


В жизни каждого человека есть свой учитель, своя школа, которая дала не только глубокие и прочные знания, но сформировала его духовность. Таким учителем для поколения новоселенгинцев 50-60-х годов был Иван Петрович Суетин, такой была его школа, школа Суетина, которая имела свое лицо, особенное, творческое, неравнодушное, очень доброе.
Годы работы Ивана Петровича Суетина - это незабываемые страницы в истории нашей школы, начало которого относится к 1954 году, когда Министерство просвещения направило молодого директора в Новоселенгинскую среднюю школу.
Стаж педагогической работы Суетина И. П. велик, из них 6 лет в Новоселенгинской школе. Но какие это были годы! Сам Иван Петрович признался, что в его большой трудовой биографии самыми интересными были годы работы в стенах родной школы. «Я получал истинное удовольствие от результатов своего труда», - сказал он в беседе с нами.
Как освежающий ветер он всколыхнул жизнь школы. У нового директора была мечта - сделать школу центром культурной, духовной жизни села. Но для этого нужно было преодолеть много трудностей. Одна из которых  - отсутствие прочной материальной базы, без которой немыслим нормальный педагогический процесс. Иван Петрович понимал, что только материально оснащенная, красивая, просторная, современная школа может формировать личность нравственную, духовную. Поэтому в первую очередь встал вопрос о строительстве новой школы. В этом же 1954 году за счет средств Министерства просвещения Бурятии начинается строительство двухэтажного деревянного здания, и за короткий период здание было построено, но в новом здании не было спортзала и мастерских, так необходимых для детей. Школа представляла собой растревоженный
улей, словно прорвалась запруда, на простор вышла инициатива, творчество. На большом
совете решили построить спортивный зал методом народной стройки. Энтузиазм молодого директора поражал, работали все: и учителя, и родители, и учащиеся, даже работники предприятий села. Построив спортзал, решили строить мастерские таким же методом – и построили. Пример оказался заразительным, начали строить и второй учебный корпус для начальных классов. Вскоре новая школа гостеприимно распахнула свои двери, сюда приехали учиться ребятишки из Убур-Дзокоя, Ноехона и других окрестных деревень, для которых был построен интернат.
Возникла необходимость в новых педагогических кадрах. Иван Петрович был твердо убежден, что основой учебного процесса являются хорошие кадры, не умаляя достоинства учителей-женшин, он решил обновить педагогический коллектив учителями-мужчинами. Так в те годы в нашей школе начали свою педагогическую деятельность замечательный учитель географии Самукашвили 3. В., учителя физики Григорьев А. М. и Тришин, учитель математики. Легостаев и другие.
Школа И. П. Суетина учила, добивалась высокой результативности, одновременно оставалась глубоко нравственной, духовной, в которой все оказывало благотворное влияние на развитие личности ученика: атмосфера школы, дружный сплоченный коллектив учителей. Здесь сложился особый, здоровый нравственный микроклимат. Авторитет школы вырос, теперь и родители были вовлечены в единый процесс. Неутомимый труженик Иван Петрович находился в школе с раннего утра до позднего вечера. Он был убежден, что учебный процесс неотделим от воспитательного, без которого немыслимо формирование гармоничного человека.
Выпускники тех лет помнят и школьную художественную самодеятельность, в которой участвовали 200 человек, хор из 100 человек, духовой оркестр хореографический кружок. Все это и еще многое, многое другое было «делом рук» Ивана Петровича. Поистине он был первым везде и во всем. Деятельность его была многогранная и разносторонняя. На высоком уровне было организовано ученическое самоуправление. Секретарем комсомольской организации работала Разуваева Фрося, ныне отличник просвещения, ветеран педагогического труда, учитель истории Новоселенгинской школы Попова Е.П., а председателем учкома  -  Бартукова Октябрина. Эти две девушки являлись организаторами всех внеклассных дел, пользовались большим авторитетом среди учащихся. А сколько еще ярких, необычных личностей сформировала школа Суетина.
Из годового отчета школы за 1957-1958 учебный год узнаем, что в школе регулярно работают секции легкой атлетики, по конькам, лыжам, спортивной гимнастике, волейболу, баскетболу. Всего охвачено спортом 104 человека. Подготовлено на 3-й юношеский разряд 20 человек, сдали нормы ГТО 63 человека, ГТО 1 ступени - 26 человек. За скупыми строками годового отчета видим, прежде  всего работу учителей школы И. П. Суетина, людей бескорыстно преданных, своему делу, болеющих за общественное благо. Особое место в школе занимал туризм. Преподаватель географии Самукашвили 3. В. оказался для школы настоящей находкой: кандидат в мастера спорта по туризму, человек, исходивший тропы Грузии, Урала, он восхищался и полюбил природу нашего края. Туристическая группа учащихся школы под руководством Зураба Васильевича совершала незабываемые походы по Селенгинскому району, а после продолжительных тренировок - походы через хребты к Байкалу, Святому Мысу. В течение многих лет школа занимала 1 место по туризму на республиканских соревнованиях и защищала честь Бурятии в ряде городов России. Зурабом Васильевичем было подготовлено 106 человек туристов СССР, из них 46 разрядников. Бывшие ученики, коллеги вспоминают, что никто не оказывал на них столь большого нравственного воздействия, как Иван Петрович.
Все поражало их, тогда молодых учителей, в этом человеке: глубокие знания, неистощимая энергия, даже внешний вид, всегда подтянутый, собранный. Иван Петрович понимал, что в деревне учитель у всех на виду, личность учителя должна быть примером для всех. В этом смысле весьма поучительна роль знаменитого в то время хора учителей, возглавляемого директором школы. Признанием хора как одного из лучших было его выступление в концертной программе на Республиканском съезде учителей. Руководил художественной самодеятельностью тогда преподаватель музыкальной школы Найдан Дамиранов, впоследствии известный композитор. А ученическая художественная самодеятельность была более широкой и разнообразной. Все вместе взятое формировало нравственную личность, поэтому в школе и вне ее не было нарушений дисциплины и правопорядка. Бывшие коллеги И. П. Суетина, учителя нашей школы, ветераны педагогического труда Т. М. Бардышева, А. Д. Власова вспоминают, что Иван Петрович был строгим учителем, строгим директором. Но его строгость - это строгость особого порядка, проявляющаяся не в мелочной опеке, не в придирках, а в уважении личности ученика и учителя, в уважении, соединенном с требовательностью. Он, как директор школы, требовал плодотворной, творческой работы от всего коллектива. В этом ему помогали педагоги с большой буквы, завучи школы Бурушкина Н. М. и Титова Т. А. Иван Петрович особо отмечает работу преподавателя истории Бадиевой П. С. и преподавателя русского языка и литературы Ларионовой Н. С. , которые занимались краеведческой работой и стояли у истоков созданного впоследствии музея декабристов.
Как овладевали знаниями ученики, как преподавали педагоги, чем занимались дети, как себя вели - во всем проявилась особенность школы Суетина И. П., которую можно по праву назвать школой педагогического мастерства. Министерство просвещения республики обратило внимание на школу. Сюда направлялись делегации учителей из разных районов за опытом работы, установились тесные отношения со школой №3 г. Улан- Удэ.
Министерство просвещения высоко оценило работу И. П. Суетина, он был награжден значком «Отличник просвещения», а Президиум Верховного Совета присвоил звание «Заслуженный учитель школы Бурятской АССР».
Весной 1960 года районный центр перевели из Новоселенгинска в Гусиноозерск. В освободившихся административных зданиях Министерство просвещения решило преобразовать Иройкую школу-интернат в Новоселенгинскую. По иронии судьбы Иван Петрович был назначен директором школы-интерната, одновременно являясь директором средней школы. Это был единственный случай, когда один человек являлся руководителем двух учебных заведений.
Рабочий день директора школы начинался в 7 часов утра и заканчивался в 11 часов вечера. Т. М. Бардышева рассказывает, что в любую погоду каждое утро Иван Петрович встречал учеников и учителей на крыльце школы, поэтому все были уверены, что директор всех знает, каждому желает хорошего рабочего дня.
В декабре 1960 года Суетин И. П. назначен заместителем Министра просвещения, где проработал 11 лет, а затем начальником Республиканского Управления Профтехобразования, а после указом назначен Управляющим делами Совета Министров Бурятской АССР, откуда и вышел на заслуженный отдых. Иван Петрович - участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями: орденом «Трудового Красного Знамени», двумя медалями МНР, значком «Отличник профтехобразования», «Заслуженный учитель школы Бурятской АССР и РСФСР». Награждён грамотами Президиума Республики Бурятия и Президиума Верховного Совета РСФСР.
Настоящий учитель запоминается на всю жизнь, таким учителем вошел в историю нашей школы Суетин Иван Петрович

Источник: Ступени удивительной судьбы / Коллектив Новоселенгинской средней школы //Селенга. – 2001. – 11 янв.- С.2


Читай, чтобы сделать мир лучше

Последние статьи