Payday loans

Центральная библиотека Селенгинского района

Поиск

24.10.2019 01:10

Осенний «Полёт чайного листка»

У каждого из нас есть малая родина. Наша колыбель – Селенга! Эта благодатная земля сохранила свою многовековую историю, многообразие и уникальное историко - культурное наследие. Представляют большой интерес для гостей района и туристов памятники истории и архитектуры – Тамчинский дацан, Вознесенская церковь, Музей декабристов. Какой восторг вызывают посещение минеральных источников « Аксуурга», озёр Гусиное и Щучье. Хранит наша земля тепло, радушие, которые принесли с собой в эти места прадед А.С.Пушкина А. Ганнибал, украинский гетман Д. Многогрешный, русский путешественник Г. Потанин, английские миссионеры, декабристы Н.и М. Бестужевы, К. Торсон. Селенга – родина 9 Пандито Хамбо лам, первого бурятского режиссера Б. Халзанова, композиторов Н.и П. Дамирановых, поэтов Д.Дамбаева, Д.Дашинимаева, целой плеяды учёных.

В богатейшей, « золотой» исторической россыпи Селенгинского района, также имеется много интересных событий и фактов, которые повлияли на судьбу не только нашей республики, но и всей страны в целом. Один из них Удунгинский купеческий тракт Великого чайного пути.

И прошлая, и нынешняя биография родной земли держалась и держится на людях неуёмной энергии, влюбленных в свой край, умеющих творить и сеять разумное, доброе и вечное. Один из них потомственный казак, краевед Михаил Васильевич Лазарев, который при поддержке Администрации МО « Селенгинский район» 2 – ой год работает над новым

этнокультурным маршрутом «По Великому чайному пути: Удунгинский купеческий тракт ». В его рамках действуют такие однодневные туры, как «Миндальная роща» , «По следам барона Унгерна», «Полёт чайного листка», «Удунгинский тракт».       

На днях членам Селенгинского отделения ВОС, ВОИ удалось провести захватывающий дух , день под осенним « Полетом чайного листка». Начался он с радушной встречи с хлебом и солью фольклорного ансамбля «Соседушки» Селендумского ДК под руководством И.С. Шорниковой.

Для более ясного представления о том, что ещё ожидало нас впереди, предлагаю вашему вниманию некоторые моменты из программы дня, вдруг тоже захотите не отстать от нас…:

ü арома - дегустация « Дары тайги»;

ü фольклорно - песенная программа;

ü поклонение Богине – Матери земли;

ü прохождение энергетического лабиринта;

ü знакомство с культурой плиточных могил;

ü участок Великого чайного пути;

ü йога – медитация (дыхательная гимнастика).

Итак, после ароматных чаев и задушевных песен наша группа отправилась на ту самую 31 сопку «Богиня – Мать Земли». Дорога шла мимо миндальной рощи, раскинувшейся внизу в котловане на несколько сот квадратных метров. Несмотря на то, что осень и далеко позади сезон её цветения перед нами простиралась неописуемая красота как, будто призывающая куда – то ввысь, в какой – то неведомый край. Сложно представить какова она, эта роща в цвету !!!. Мы обязательно приедем на встречу с ней в будущем году.

     Поднявшись, на священную гору поклонились женским божествам – Богородице, Деве Марии, Зеленой Таре, дарующим нам веру и любовь, готовым оказать свою помощь в любой момент нашей повседневной жизни. Венчает комплекс величественная Богиня – Мать, главное божество во многих верованиях мира - кормилица, защитница, свет мудрости, начало всего живого и огромная преобразующая сила. Высечена она с любовью из цельного камня Рычковым Сергеем Николаевичем, местным « Церетели» как называют его селендумцы, ныне живущим в Ханты - Мансийске. Не спеша прошли энергетический лабиринт, загадав, самое сокровенное желание, ведь это - путь веры в себя, в свои мечты.  Её геометрическая форма сама собой имеет энергетическое поле, где под действием особой духовной энергии человек обретает состояние спокойствия и умиротворения, о котором ещё долго шло бурное обсуждение между нами, испытавших их на себе.

Следующий наш пункт - Гора Эреэлжэ в долине Сондогой, где можно беспрепятственно пройти пешком вымощенный участок «Великого Чайного пути» протяженностью 2,5 км. Вблизи отрезок исторического пути выглядит как отчетливо сохранившаяся колея, выдавленная под тяжестью колес тысяч повозок. На поворотах сохранились каменные кладки, подпирающие и укрепляющие проезжую часть, они так искусно уложены друг на друга без применения скрепляющего состава, что спустя целых полтора века, мы – потомки, можем пройтись по нему.

Не менее привлекательным было знакомство, в урочище Хуцо Убур,

с керексурами, плиточными могилами – погребениями, представляющими из себя внушительные каменные надмогильные конструкции на поверхности земли. Из рассказа Михаила Васильевича : « Свое название культура плиточных могил получила из-за конструктивной особенности устройства могил, а именно наличие ограды вокруг курганной насыпи, чаще всего в виде круга, в нашем случае - прямоугольник. Скорее всего, эта ограда как бы защищала от негативного влияния ушедших в мир иной. Захоронения в них, как правило, индивидуальные. Усопших укладывали в вытянутом положении на спине, головой на восток. В антропологическом отношении носители культуры плиточных могил относятся к монголоидной расе. Ученые утверждают, что в XV-XIV веках до нашей эры, т.е. 3500 - 3300 лет назад, климат был наиболее благоприятен для степной экономики вследствие чего носители культур плиточных могил и керексуров жили в этот период достаточно стабильно. Однако же в конце II тысячелетия до нашей эры происходит значительное иссушение климата, сопровождавшееся уменьшением количества осадков, обмелением рек и озер, что должно было вызвать падение численности и продуктивности скота в результате нехватки подножного корма и источников воды. Все эти беды и стали причиной крупномасштабных миграций носителей культур плиточных могил и керексуров по степям Монголии и Южного Забайкалья в поисках хороших пастбищных угодий. Эти встречные миграции неизбежно должны были привести к территориальным конфликтам. Одной из форм проявления напряженных отношений стали акты обоюдного осквернения могил, что достаточно убедительно было показано раскопками археологов. Например, носители культуры плиточных могил частично разбирали курганы-керексуры и использовали камни при сооружении своих могил. Но и сами плиточные могилы могли быть потревоженными, когда каменные конструкции кургана-керексура перекрывали кладки плиточных могил. Как видим, все эти факты можно легко объяснить в рамках гипотезы, утверждающей, что через организацию могильников (кладбищ) определенная социальная группа узаконивает свои права на землю. Со временем между ними установились отношения сосуществования, а затем начались и процессы этнического смешения групп, относящихся к разным антропологическим типам. Очевидно, что приметные в степи керексуры в дальнейшем функционировали как сакральные и культовые объекты (не случайно на некоторых курганах-керексурах организованы современные обоо) ».

        Под интригующее предложение Михаила Васильевича о том, что

« самое интересное еще впереди, но подошло время обеда» - мы подъехали к кафе « Сосновка» в нескольких метрах по левой стороне от трассы « Улан – Удэ – Петропавловка - Закаменск». При входе были приятно удивлены отличным интерьером, уютными залами, вежливым персоналом, разнообразием меню, которое вполне может удовлетворить запросы любителя обильно и вкусно поесть.  В общем, как говорят в народе « дешево и сердито» . Это подробное описание для тех, кто едет знакомиться с данным маршрутом: будьте уверены в вашем комфортном пребывании на целый день.

         Далее наш путь следует до местности Нарин Хунды - центр Чайного пути, ведь ровно по 100 км. отделяет от этого места г. Кяхту и оз. Байкал. Огромное впечатление произвела памятная плита, на которой воедино сплелась спасительная молитва на 5 языках мира. Ничто не может уничтожить надписи, хотя сама каменная плита подвергается натиску природы, но буквы вновь проступают на её поверхность. А доводилось ли вам когда - нибудь и где – нибудь увидеть осколки 1000 маленьких пирамидообразных   камней с уцелевшими изображениями Будд?! Имея возможность прикоснуться к ним, мы стали свидетелями этих уникальных явлений и верим в поверье: для тех, кто побывал здесь, открывается  благословенная дорога в будущее.

Воспользовались ещё одной прекрасной возможностью, увезти с собой лечебную грязь с Ванчикова озера, но уверены в том, что Василий Михайлович разрешил сделать это только нашей группе, состоящей из «особых » людей.

Хотелось бы подчеркнуть, что преодолели мы этот маршрут протяженностью в 40 километров легко и просто, ведь были учтены все моменты и нюансы, внесены соответствующие коррективы. От всей души хотим передать Михаилу Васильевичу Лазареву, Инге Сергеевне Шорниковой и её коллективу  большое спасибо  за радушный прием, интересную программу, незабываемые впечатления. Желаем успехов, удачи! А поездка наша состоялась благодаря поддержке АМО « Селенгинский район» в лице В.В.Будажапова.

Вывод один: все самое интересное, увлекательное, завораживающее, рядом, стоит только остановиться, оглянуться. Приезжайте в наши края, окунитесь в атмосферу тех далеких лет, зарядитесь волшебной энергией и получите благословение благодатной Селенгинской земли!

Ц.Г.Базаржапова,

от имени членов

Селенгинского

отделения ВОС.





Подробнее в этой категории: « День работника культуры